Автор: admin | 29.05.2008 | 10:10 | В рубриках: Интервью, Статьи

Сегодня публикую интервью с Иваном Голота, который является экспертом фонда Поддержки прогрессивных Реформ и руководителем Сетевой студии Социальной Рекламы в Киеве (хотя может уже что-то поменялось в его жизни).

Иван, прежде всего, скажите, что для Вас социальная реклама: хобби или призвание? Почему Вы занимаетесь таким, казалось бы, неприбыльным делом?

Это студия. Учебная мастерская Сетевого университета бартерного взаимообучения. Объясню. Я являюсь строителем виртуального сообщества «Нетгород». Увы, оно пока состоит из одного человека, но, будем надеяться, это из-за отсутствия активной раскрутки. Нетгород по замыслу — это интернет-республика. Да, очень перспективное начинание. Но запускать все надо из сетевого университета. Поэтому, на данном этапе Нетгород — это сетевой университет бартерного взаимообучения. Ведь мы все учились понемногу…Вы знаете чего-то больше в этой области, а я в той. И если я хочу освоить какую-то дополнительную специальность или довести свои знания в некоей области до определенной квалификации, а вы являетесь в этом отношении экспертом, то вы можете консультировать меня по аське. А я вас, если являюсь экспертом в чем-то, что интересно вам. Вот это и значит «учиться по бартеру». Вычитанный вами курс вам записывается в актив, и этот актив вы можете использовать, если в сообществе появиться эксперт, у которого вы хотели бы чему-то поучиться. Такая вот сетевая школа для экономных и коммуникабельных, ведь денег за обучение мы не берем. В этом университете должны быть цеховые классы, которые кроме теории еще занимаются практикой в учебно-производственных мастерских.

Студия социальной рекламы — это комплексная учебно-производственая мастерская ряда цеховых классов, прежде всего класса креативщиков и класса рекламных художников. Это превосходный трамплин для тех, кто хочет себя продвинуть на рынке. Если вы хотите пройти стажировку и наработать портфолио креативщика, копирайтера или дизайнера – лучшего места, чем наша Студия, не найти. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что социальная реклама — для меня, возможно, специальность, которой хотелось бы овладеть. И неприбыльным это дело отнюдь считать нельзя. Посмотрите, вот Первый канал Российского телевидения всех просто замучил этой «социальной» рекламой (половина из которой, особенно та, что касается видео и аудио пиратства, является политической пропагандой определенных и весьма спорных, если не сказать реакционных идей). Кто-то это дело оплачивает.

Как Вы лично понимаете социальную рекламу? Дайте свое определение.

Пожалуйста, авторское определение. Социальная реклама — это популяризация, пропаганда и моральное поощрение таких моделей поведения, которые, при массовом их воспроизведении, будут выражаться в социально-желательных результатах. Подобные результаты, сложно или невозможно обеспечить иными средствами. Цели социальной рекламы должны быть максимально общезначимы и бесспорны, иначе социальная реклама превращается в скрытую коммерческую или политическую рекламу. Модели поведения, поощряемые SR, должны быть максимально конкретны и доступны, иначе социальная реклама рискует оказаться на жанровом поле проповеди. Таким образом, конкретность и общезначимость проблематики задают дистинктивные границы для социальной рекламы как жанра массовой коммуникации.

Считаете ли Вы, что заниматься социальной рекламой непрестижно?

Нет, я так не считаю. Если обычной рекламой заниматься по большому счету совестно, поскольку, это значит, участвовать в загрязнении ноосреды, то социальная реклама — занятие благородное. Здесь мы не просто пытаемся посодействовать в решении конкретных и весьма болезненных проблем, но и укрепляем дух гражданской солидарности и взаимопонимания в наших обществах. При засильи индивидуализма чувство сопричастности, общей доброй общей воли оказываются в дефиците. А все что востребовано, что полезно – не может быть неуважаемым, непрестижным. Даже, если спонсоры откликаются не очень охотно. Социальная реклама – это не чьи-то причуды от безделья, а необходимый и полноценный социальный институт. В современном обществе она имеет свою нишу. В ситуации мегаполиса с его диверсифицированными и избыточными источниками информации, кризисом традиционных институтов социализации и диффузностью поведения индивидов, реклама есть единственное средство обеспечить тотальной оповещение масс, фронтальное присутствие в общественном сознании. Массовая осведомленность относительно какой либо проблемы или предложения обеспечивает его социальную бытийственность. Кроме этого SR-творчество — мощный инструмент мониторинга и профилактики социальных проблем. Как испытательный стенд для проверки восприимчивости общественного сознания к определенным направлениям проблематизации социальная реклама — необходимая часть полноценного публичного политического процесса. Как может причастность к такому институту быть непрестижной?

Иван, как Вы считаете, кто должен заказывать социальную рекламу, кто должен ее оплачивать, должны ли СМИ размещать ее бесплатно?

В чистом своем виде социальная реклама — это вид благотворительности. Она выгодна всем. Соответственно, финансирование SR должны осуществлять пополам либо государство из бюджета, либо частные спонсоры-благотворители. Однако очень часто, особенно в последнее время социальную рекламу заказывают те экономические ли политические силы, которым она прямо либо косвенно выгодна. Это коррупционные тенденции в пределах института SR. В условиях медиакратии коррупция неизбежно пускает корни в любом медиа-жанре. Подобно тому, как скрытая реклама подрывает доверие к СМИ, публикующему оную, также каждый случай псевдосоциальной рекламы дискредитирует сам жанр SR. Люди начинают относиться к социальной рекламе как к изощренной и вдвойне опасной форме зомбирования. Дело доходит до абсурда, когда некоторые подозревают, что рекламу против СПИДа заказывают производители презервативов, рекламу против курения — производители спиртного, а за призывами плотнее завинчивать водопроводные краны стоят попытки монополистов от ЖКХ максимализировать свою монополистическую ренту. Да, часто бывает так, что чья-либо частная выгода – случайное следствие вполне полноценной и незаангажированной социально-рекламной кампании. В таком случае, не грех и деньги поиметь, если кто-то захочет их отдать в подобной ситуации, однако этот источник финансирования не должен определять повестку дня. Я считаю, что СМИ вообще и социальную рекламу в частности надо финансировать из бюджетных статей на конкурсной основе согласно рейтингу социальной востребованности. Самофинансирование СМИ благодаря коммерческой рекламе — плохая услуга свободе слова, ведь в условиях слабости рекламного рынка, СМИ превращаются в рупоры специальных интересов.

Как Вы оцениваете современное состояние социальной рекламы на Украине? Есть ли у нее будущее (перспективы, потенциал развития)?

На Украине социальная реклама как жанр, кажется, пока находится в зачаточном состоянии. Она знакома широкому потребителю на примерах регулярной и явно двусмысленной кампании Государственной налоговой инспекции, кампании за экономию коммунальных ресурсов от ЖКХ-ведомств, а также спонсируемой зарубежными фондами кампании против курения. Транснациональное РА «Саачи и Саачи» эффективно использует конкурсы социальной рекламы для продвижения себя на рынке рекламы коммерческой. Востребованность жанра резко возрастает в период выборов. Естественно, что SR в этом случае применяется топорно, и часто приносит противоположный ожидаемому эффект. Скажем, во время последней избирательной кампании в парламент одна из партий просто забила телевизионный эфир страшилками из жизни бездомных, наркоманов и безработных. И что же, эти сюжеты только еще больше внушали гражданам чувство беспомощности и беззащитности перед социальной участью, ничего не предлагая в активном плане. Партия с треском провалилась в итоге. Зритель научился распознавать подобные спекуляции на «чернухе» и на них больше «не ведется». Будущее же у SR на Украине безусловно есть, как и невспаханное поле для работы. Общество находится в чрезвычайно запущенном, хронически кризисном состоянии. Уровень доверия граждан к властям, к политическим элитам до крайности низок, как впрочем и уровень политической активности. Социальная реклама, предлагающая альтернативные каналы социального действия и самовыражения могла бы послужить формой общественной диагностики и самотерапии. Будем надеятся, что смена политических поколений, вышедшая сейчас на финишную прямую, принесет с собой и новое отношение властей к институту социальной рекламы. И способствовать в меру сил этому.

Иван, напоследок, расскажите немного о себе.

Мне уже 33. Так случилось, что по образованию я философ-этик, но по роду занятий – дизайнер-трехмерщик, веб-мастер и эксперт по работе с Сетью. Из холодного мира софта и харда все время тянет к обществу. Иногда думаешь, как бы это пестрое пятно специализации сфокусировать, чтобы повысить его товарную привлекательность. И от отчаяния начинаешь воображать себя креативщиком. Широкого профиля. Только в рекламу вот идти не хочется: тошно. Социальная реклама же дает возможность параллельно шлифовать как сугубо ремесленные навыки, так и комплекс гуманитарных знаний и умений и позывов. Жаль, что заниматься ею приходится пока на уровне хобби. Но все ведь в наших руках. Надо срочно писать бизнес-план. Напоследок, с благодарностью Соцрекламе.Ру и лично Гюзелле Николайшвили за внимание, хочу выразить надежду, что Ваш ресурс будет расти и развиваться, и в скором времени с полным основанием сможет занять место цехового лидера и координатора, столь вакантное в настоящее время.

Беседовала

Евгения Курочкина


    None Found

Эта запись была опубликована 29.05.2008в 10:32. В рубриках: Интервью, Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.