Автор: admin | 21.04.2008 | 6:06 | В рубриках: Статьи

Во всем мире существует особый вид распространяемой некоммерческой информации. «Социальная реклама», «Социально-важная информация», «Государственная информация социальной направленности», «Информация социального назначения» — вот лишь несколько фраз, которыми в развитых странах обозначают некоммерческую информацию, направленную на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Борьба с вредными привычками (наркоманией, алкоголизмом, курением…), пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания населения к важным вопросам существования государства и его проектам, информация о местоположении и координатах специальных служб государства (противопожарные службы, службы спасения, службы охраны порядка…), экология, сохранение истощаемых природных ресурсов и так далее. К сожалению, даже жизнь в демократическом развитом государстве не означает отсутствие проблем и задач, внимание к которым и призвана привлечь «социальная реклама». Такой термин используется в большинстве стран (в том числе и в странах Скандинавии, где государство особо уделяет внимание этому вопросу), такой же термин используется для обозначения вышеуказанной информации и в России. На наш взгляд, это не совсем корректно, так как это все-таки не реклама, а скорее пропаганда, информация. Но термин «социальная реклама» уже прижился и используется повсеместно.

Итак, перед государством и органами исполнительной власти стоят задачи по информированию населения о каких-либо вопросах его жизнедеятельности. Логично, что для этого должны использоваться каналы наиболее массового распространения информации: телевидение, радио, пресса, наружная реклама, прямая почтовая рассылка и тд. Но вот в чем вопрос. В демократических странах с развитой рыночной системой подавляющее число этих каналов-средств массовой информации (СМИ) находится в частных руках. А задача любой коммерческой организации при прочих равных одна — извлечение прибыли с помощью имеющихся в ее распоряжении активов. И задачи принадлежащих частным владельцам СМИ не отличаются от других коммерческих организаций. Телеканалу, радиостанции, газете, компании-оператору наружной рекламы надо существовать и получать прибыль, чего они с разной степенью успеха и достигают путем размещения (продажи) своих медиаблоков (времени на ТВ и радио, места на газетных и журнальных полосах, сторонах щитов наружной рекламы) по сложившейся на коммерческом рынке цене. А тут государство хочет разместить свою социальную информацию… Вот вам прайс — лист? Вряд-ли…

Дело в том, что даже при рыночном устройстве экономики коммерческие СМИ платят государству за пользование неотчуждаемой его собственностью и активами: каналами связи, государственными источниками информации, землей… Трудно сейчас найти информацию о том, в какой стране представители государства первые стали применять принцип, когда коммерческие СМИ или обязаны (чаще всего) размещать социальную рекламу в какой-то законодательно закрепленной пропорции от общего объема информации, или делают это добровольно. В обоих случаях СМИ освобождаются от вышеуказанной платы государству за пользование его ресурсами на то время, когда на телевидении, радио, газетных полосах или щитах наружной рекламы размещается социальная реклама.

Все вышеперечисленное работало бы повсеместно идеально, если бы не два «но». Во-первых, СМИ лишь бесплатно разместят государственную информацию. Готовую информацию: ролики на телевидении и радио, макеты в прессе, плакаты в наружной рекламе. Но ведь известно, что процесс создания качественного ролика, макета и расходы на печать в случае с наружной рекламой подчас выше, чем стоимость размещения в СМИ этих продуктов. И тем более, это относится к социальной рекламе, качество которой давно стало притчей во языцах. Логично было бы предположить, что эти затраты можно покрывать из государственного бюджета. Но в этом бюджете есть немало не менее важных расходных статей. Во-вторых, возникает вопрос,- кто будет заниматься конкретным процессом координации работы от возникновения идеи социальной рекламы до создания макетов, сценариев, контролем над размещением социальной рекламы и так далее? Все это требует затрат как трудовых, так и финансовых. Откуда брать на все это средства и человеческие ресурсы? В Европе давно придумана и создана работоспособная система, как не тратить ни копейки бюджетных средств на создание, и размещение социальной рекламы.
Дело в том, что крупные коммерческие компании очень заинтересованы в поддержании своего имиджа как не просто компании по извлечению прибыли, но как организации активно помогающей решать наболевшие проблемы общества. И есть такой инструмент этой работы как социальная реклама. В Европе это быстро поняли как государственные власти, так и руководители крупнейших компаний. Были созданы специализированные агентства (в каких-то странах — государственные, в каких-то — частные), в совет директоров которых вошли как представители государства, так и руководители коммерческих компаний, считающих для себя необходимыми поддерживать своими ресурсами распространение социально-важной информации. Дальнейшее было делом техники и организации работы. На совет ежемесячно представители государства выносили идеи, требующие освещения в СМИ. Совет разбирал эти идеи, и при получении поддержки этого органа идея в виде проекта передавалась сотрудникам агентства для реализации. Так же ежемесячно на этих же советах директоров исполнительный директор агентства докладывал о ходе работ по конкретным проектам и представлял на утверждение смету проведенных работ по уже запущенным проектам. После одобрения сметы, компании — участники социальных проектов (чьи представители одобряли проект) оплачивали счета агентства. В финансировании каких-то проектов принимает участие и государство. При этом на всех материалах социальных проектов (ролики на телевидении, макеты в прессе, плакаты в наружной рекламе) размещались логотипы компаний — спонсоров. И, поскольку социальная реклама, подготовленная профессионалами, привлекала, куда большее внимание, чем прямая реклама, проблем в финансировании государственных социальных информационных проектов не возникало и вряд ли возникнет.

Так обстоят дела с «социальной рекламой» на Западе. Россия пока идет своим путем.
В России посчитали, что бюджетных денег уж на что, а на социальную рекламу хватит, и доверили реализацию социально-информационных проектов органам местного самоуправления. Не трудно догадаться (да и результаты этой реализации у всех на виду) к чему это привело. Не хотелось бы в этом материале рассказывать о злоупотреблениях бюджетными средствами, качестве макетов социальной рекламы и так далее. Лишь констатируем тот факт, что в определенный момент появились люди, справедливо посчитавшие, что рано или поздно ситуация изменится и в России будет применена схема, успешно работающая во всем цивилизованном мире. Эти люди стали организаторами агентства, чья работа должна быть заключена в том же, в чем заключается работа таких агентств везде — на средства крупных коммерческих компаний реализовывать государственные социальные информационные проекты. При этом, размещая информацию об этом в роликах, макетах и информационных статьях таких проектов. Агентство было сформировано и получило название «Агентство Медиа Программ»…


    None Found

Эта запись была опубликована 21.04.2008в 6:31. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.